Курортный и одновременно оживлённый город у подножия горы Машук, Пятигорск буквально создан для приятного времяпровождения в компании (друзей, семьёй и детьми), парой и даже в одиночку. Панорамные виды на Кавказский хребет и седоголовый Эльбрус (высочайшая точка Европы) в сочетании с прекрасными образцами модерна, неоготики, классицизма и советского модернизма найдут своего восторженного зрителя. В городе-курорте большое количество кафе и ресторанов самого разного уровня и стиля, от национальных кухонь народов Кавказа и Закавказья до авторских прочтений местных шефов. В Пятигорске можно провести несколько чудесных дней в любой сезон: и летом, и зимой! Но особенно приятно встречать здесь весну раньше всей страны, а также наслаждаться тёплыми осенними деньками.
Эолова Арфа
Архитектурная корона Михайловского отрога, беседка Эолова арфа уже почти 200 лет является одной из самых главных достопримечательностей города, откуда открывается панорамный вид на местные горы и Горячеводскую долину, историческую часть Пятигорска. Построенная в 1832 году швейцарцами братьями Бернардацци, она была современницей пребывания на Кавказских минеральных вод Михаила Лермонтова, поэтому является одним из лермонтовских мест.
Добраться до неё можно очень просто - пешком - она располагается всего в полутора километрах от нашего гостевого дома-бутика. Выйдите из «Квартала 44» и поднимайтесь вверх по улице Дзержинского до перекрестка с проспектом Кирова - центральной улицы города, по которой курсирует трамвай. Здесь поверните направо и двигайтесь всё время прямо: пройдите через Парк Цветник мимо Театра оперетты и далее по лестнице из белоснежного машукского известняка, травертина, выходите к Академической галерее (исторически Елизаветинская), существующей с середины XIX века и спроектированная англичанином Самуилом Уптоном.
От Академической галереи поднимайтесь по лестнице слева, но прежде, чем вы поднимитесь к лаконичной в своих формах Эоловой арфе, будто нависающей над крутым склоном Михайловского отрога, не забудьте пройти к гроту Лермонтова (он, кстати, сыграл роль иной достопримечательности, Провала, в фильме Гайдая «Двенадцать стульев»). К нему ведёт небольшая каменная дорожка.
Итак, вы поднялись к Эоловой арфе, прикоснитесь к её отшлифованным колоннам и прочувствуйте все те десятилетия, которые пронеслись перед этой беседкой, под куполом которой действительно прошли все годы развития и становления курорта на юге России.
Парк «Цветник»
В сердце исторического Пятигорска располагается парк «Цветник», разбитый в 1828-1829 годах по проекту братьев Джованни и Джузеппе Бернардацци. Парк занял участок между Городской ресторацией (ныне Институт курортологии) и Николаевскими (ныне Лермонтовскими) ваннами: благодаря близости к питьевым бюветам, ваннам, находящемуся здесь краеведскому музею и концертному залу стал излюбленным место отдыха курортников. Первоначально парк назывался Николаевским в честь императора Николая I, посетившего Пятигорск в 1837 году и оставшийся довольным городом и разумно расходуемым средствам на обустройство курорта.
Сегодня помимо регулярно сменяемых клумб с цветущими растениями и экзотическими деревьями, вроде гинкго и магнолии, Цветник украшается ажурной и будто сказочной Лермонтовской галереей (1901 года постройки) из металла и разноцветного стекла. Кстати, именно это здание засветилось в кассовом российском фильме «Чебурашка». По левую сторону от Лермонтовской галереи располагается Питьевая галерея, а по правую грот Дианы (обустроенный к первому успешному восхождению на Эльбрус) и лестница к скульптуре Орла, символа Кавказских минеральных вод, Китайской беседке и Музею древностей.
Добраться до парка можно очень просто - пешком - он располагается всего в одном километре от нашего гостевого дома-бутика. Выйдите из «Квартала 44» и поднимайтесь по улице Дзержинского до пересечения с проспектом Кирова - центральной улицы города, где курсирует трамвай. Здесь поверните направо и двигайтесь всё время прямо. Вас встретит ажурный металлический портал входа в Цветник и двухбашенное здание кофейни Гукасова.
Провал
Герой Ильфа и Петрова, предприимчивый Остап Бендер решил, что бесплатный вход в Провал - верх легкомыслия и быстро исправил это положение, собирая символическую плату за проход. Люди платили, так как привыкли, что всё и везде платно на курорте. За что взимается плата? Ответ прост: чтобы Провал не сильно проваливался! Памятник второму участнику аферы, Кисе Воробьянинову, установлен в парке «Цветник».
Провал представляет собой подземную пещеру с озером, образовавшуюся после землетрясения в конце XVIII века, когда обвалился истончившийся свод. Содержащийся в минеральной воде сероводород, испаряясь, постепенно разрушал известняковую породу. В результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров и высотой 41 метр, грот и озеро 11-метровой глубины. Красивый бирюзовый цвет наполняющей водоём минеральной воды обусловлен высоким содержанием серы и присутствием в ней определённых бактерий. Температура воды от 26 °C до 42 °C.
Провал впервые исследовал немецкий и русский учёный-энциклопедист и путешественник на русской службе Петр Симон Паллас в 1793 году. Учёный изучил пещеру сверху, измерил глубину воронки и описал её вид. В то время на дне Провала были два озера, соединённые узким проливом.
Местные жители называли озеро «адская бездна» и считали, что в нём обитает огнедышащее чудище, которое по ночам кружит над городом в поисках жертв. Тем не менее одной из забав «водяного общества» были танцы над бездной: по инициативе князя Голицина архитекторы Бернардацци соорудили в 1837 году помост над Провалом, на котором желающие танцевали кадриль. В 1837 году по инициативе князя Голицына устроен мост над пещерой, с которого спускалась корзина с туристами. После пробития тоннеля в 1858 году доступ к озеру стал гораздо проще, количество посетителей многократно увеличилось, воду стали принимать в лечебных целях.
Скульптуры двух львов, охраняющие вход в пещеру, выполнены по эскизу скульптора Ирины Шаховской и установлены в середине XX века. К озеру Провал можно доехать на такси или пройти пешком от Эоловой арфы по бульвару Гагарина, по обеим сторонам которого старинные особняки и санатории советского периода.